^Наверх
logo
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Меню

Образовательные программы

Образовательные программы СП детского сада "Журавленок" 

В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.

Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная.

Как показывает практика, особая значимость в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит фольклору. Он знакомит детей с богатством и многообразием народной культуры, приобщает их к истокам национального самосознания. Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. Традиции и обычаи русского народа способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотические чувства, развивают смекалку, сообразительность.

В нашем детском саду перед педагогами была поставлена задача - найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда. Уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Основное приоритетное направление деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования структурного подразделения детский сад «Журавленок» ГБОУ СОШ «Образовательный центр»   им. Е.М.Зеленова п.г.т. Новосемейкино – художественно-эстетическое через использование технологий сотрудничества, игровых и театрально-игровых технологий, метода проектов, поисково-исследовательской деятельности. Это направление ориентировано на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, становление его как духовной сущности, формирование его общей культуры через художественно эстетическое развитие, поскольку это возможно только при условии творческого педагогического воздействия.

Государственный образовательный стандарт направлен на решение в числе прочих задачи «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (3. п.1.6, п/п 4). В этом же документе выделяется ещё одна задача: «Формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их нравственных, эстетических качеств…, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка»

Необходимо создание условий для личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющих ребёнку проявить активность, наиболее полно реализовать себя. Приобретает особую значимость работа по развитию личности средствами театрализованной деятельности.

Организация художественно-эстетического развития дошкольников в пространстве театрализованной деятельности включает ряд микропространств, содержанием которых является изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность. При этом театрализованная деятельность выступает синтезирующим началом, объединяющим локальные микропространства.

В нашем учреждении создана система работы по организации театральных постановок русских народных сказок с использованием фольклора и русских костюмов.

Реализуется в следующих формах: фольклорные представления, театрализация русских народных сказок, игры – спектакли. Актуальность данного направления очевидна, так как театрализованная деятельность создаёт условия для развития и совершенствования социально – нравственной, художественно – эстетической, умственной, эмоциональной сферы и творчества детей, т.е. позволяют решать задачи всестороннего развития его личности, являясь наиболее эффективным, природосообразным (соответствующим природе детства) средством для этого.

Вариативная часть Программы, сформированная коллективом детского сада «Журавленок», направлена на развитие детей с учетом:

- специфики региона (национально-культурной принадлежности воспитанников; особенностей промышленного и культурного комплекса Самарской области; природно-климатических, сезонных и экологических особенностей региона);

- дополнения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (театральная и музыкальная деятельности), расширяющей и углубляющей содержание данной образовательной области, которая в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и отвечает сложившимся традициям коллектива.

Вариативная часть Программы соответствует ФГОС ДО и составляет не более 40% содержания и не противоречит целям и задачам Программы.

Вариативная часть ООП предусматривает реализацию содержания:

1.Парциальной программы по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Такие  разные постройки» Г.А. Рубан в интеграции с содержанием обязательной части ООП в рамках ООД по познавательно-исследовательской деятельности 1 раз в месяц – в смешанной дошкольной  группе.

2.Парциальной программы дошкольной подготовки «Волшебный мир театра» С.И. Мерзляковой в рамках театральной деятельности  в ООД по восприятию художественной литературы и фольклора как отдельное занятие в группе детей старшего дошкольного возраста.

  1. Парциальная программы «Бадминтон для дошкольников» Л.Л. Тимофеева в рамках организованной образовательной деятельности в смешанной дошкольной группе 1 раз в неделю.

Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О.В. Дыбиной

Цель программы: формирование у дошкольников основ патриотизма в процессе военно- патриотического воспитания, гражданского воспитания, историко-краеведческого воспитания, духовно-нравственного воспитания.

Основные задачи:

1.Формирование у дошкольников начальных представлений о родном крае, его особенностях, истории и культуре, знаменитых людях Самарской области.

2.Развитие у дошкольников положительных чувств к родному краю, гордости за достижения родного края, способствующих возникновению чувств любви к Родине.

3.Ознакомление дошкольников с системой общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности в современном мире.

Принципами патриотического      воспитания   подрастающего        поколения      являются: принцип системности, принцип адресности, принцип активности и наступательности.

Принцип системности

Подразумевает организацию межведомственного взаимодействия различных структур Самарской области и объединение мер по обеспечению:            научно-теоретического, нормативно-правового и финансово-экономического обеспечения; методико-педагогического, материально-технического и информационного обеспечения реализации регионального компонента.

Принцип адресности

предполагает использование особых форм и методов патриотического воспитания в рамках регионального компонента с учетом каждой возрастной группы.

Принцип

активности и наступательности

предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения и ценностных установок детей и родителей, их ориентирования на национальные интересы.

Подходами к формированию вариативной части программы являются: возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка и культурологический подход.

Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.

Культурологический подход обеспечивает учет закономерностей социокультурного развития человека и позволяет принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет ребенок, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса.

Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой М. Д. Маханёвой

Цель: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства.

Задачи:

1.Обеспечение условий для всестороннего нравственно-патриотического воспитания дошкольников, основанные на их приобщение к истокам русской народной культуры;

2.Раскрытие и воспитание духовно - нравственной личности ребенка с активной жизненной позицией и творческим потенциалом;

3.Построение нового типа взаимоотношений с семьями воспитанников; активизация позиции родителей через совместную творческую деятельность детей и родителей в рамках тематического годового плана по приобретению детьми культурного богатства русского народа.

Принципы и подходы к формированию вариативной части:

При построении программы учитываются следующие принципы:

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;   

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Комплексность подхода, обеспечивающего развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях в нашем учреждении успешно осуществляется с помощью комплексно-тематического планирования. Выбор определенной темы недели, месяца «проецируется» на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина

 

Цель программы — духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и к культурному наследию родного края.

Основные задачи:

Обучающие:

- формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);

- формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;

- формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравствен- ном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);

- формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;

- формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.).

Развивающие:

- пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;

- развивать любознательность и активность;

- развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);

- развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;

- развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.

Воспитательные:

- вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;

- воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

- формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;

- воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;

- прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.

 

Программа построена на основе принципов, утверждаемых ФГОС ДО.

Принципы построения образовательного процесса на основе парциальной программы:

Программа построена по возрастному принципу и разработана для старшей и подготовительной к школе групп (5–7 лет).

В основу построения программы положена идея интеграции содержания вокруг общей темы, которая на определённое время становится объединяющей. Выбор темы учитывает интересы детей, задачи духовно-нравственного развития и воспитания, текущие явления и яркие события, произошедшие в жизни города в данный момент времени.

Первый год обучения направлен на воспитание нравственных качеств личности ребёнка, на его умение видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека (сверстника, членов семьи, окружающих людей), а также на формирование первоначальных знаний о своей малой родине. На основе полученных знаний дошкольники при знакомстве с историческими личностями и героями современности родного края на втором году обучения по программе могут оценивать и анализировать действия и поступки людей, соотнося их с конкретной ситуацией.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать содержание при решении образовательных, воспитательных и развивающих задач. Интегративный подход даёт возможность развивать в единстве духовную, познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Организация педагогического процесса предусматривает взаимодействие многих социальных субъектов: детского сада, семьи, детской библиотеки, музея и др.

Осуществление программы предполагает реализацию следующих психолого-педагогических принципов:

принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО;

принцип         общественной    направленности воспитания и обучения, обеспечивающий готовность ребёнка к принятию активной жизненной позиции в рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых в обществе;

принцип         культуросообразности, предполагающий, что воспитание должно основываться как на ценностях отечественной культуры, так и на приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

принцип научности, требующий изложения содержания программы в соответствии с современными достижениями и требованиями науки;

принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

принцип деятельностного подхода, ставящий в центр внимания совместную деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так и при переходе на следующий уровень начального общего образования;

принцип народности (К.Д. Ушинский), заключающийся в том, что система воспитания построена соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества — патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Ребёнок с детства приобщается к истокам народной культуры своей малой родины, региона, страны. Для маленького ребёнка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с фольклором. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, песенки и потешки, поучительные сказки, былины, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

© 2020 ДС Журавлёнок