Образовательные программы СП детского сада "Журавленок"
В современной социокультурной ситуации большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре.
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная.
Как показывает практика, особая значимость в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит фольклору. Он знакомит детей с богатством и многообразием народной культуры, приобщает их к истокам национального самосознания. Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. Традиции и обычаи русского народа способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотические чувства, развивают смекалку, сообразительность.
В нашем детском саду перед педагогами была поставлена задача - найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда. Уважение к человеку, бережное отношение к природе.
Основное приоритетное направление деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования структурного подразделения детский сад «Журавленок» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» им. Е.М.Зеленова п.г.т. Новосемейкино – художественно-эстетическое через использование технологий сотрудничества, игровых и театрально-игровых технологий, метода проектов, поисково-исследовательской деятельности. Это направление ориентировано на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, становление его как духовной сущности, формирование его общей культуры через художественно эстетическое развитие, поскольку это возможно только при условии творческого педагогического воздействия.
Государственный образовательный стандарт направлен на решение в числе прочих задачи «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (3. п.1.6, п/п 4). В этом же документе выделяется ещё одна задача: «Формирование общей культуры личности детей, в том числе развития их нравственных, эстетических качеств…, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка»
Необходимо создание условий для личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющих ребёнку проявить активность, наиболее полно реализовать себя. Приобретает особую значимость работа по развитию личности средствами театрализованной деятельности.
Организация художественно-эстетического развития дошкольников в пространстве театрализованной деятельности включает ряд микропространств, содержанием которых является изобразительная, музыкальная, двигательная деятельность. При этом театрализованная деятельность выступает синтезирующим началом, объединяющим локальные микропространства.
В нашем учреждении создана система работы по организации театральных постановок русских народных сказок с использованием фольклора и русских костюмов.
Реализуется в следующих формах: фольклорные представления, театрализация русских народных сказок, игры – спектакли. Актуальность данного направления очевидна, так как театрализованная деятельность создаёт условия для развития и совершенствования социально – нравственной, художественно – эстетической, умственной, эмоциональной сферы и творчества детей, т.е. позволяют решать задачи всестороннего развития его личности, являясь наиболее эффективным, природосообразным (соответствующим природе детства) средством для этого.
Вариативная часть Программы, сформированная коллективом детского сада «Журавленок», направлена на развитие детей с учетом:
- специфики региона (национально-культурной принадлежности воспитанников; особенностей промышленного и культурного комплекса Самарской области; природно-климатических, сезонных и экологических особенностей региона);
- дополнения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (театральная и музыкальная деятельности), расширяющей и углубляющей содержание данной образовательной области, которая в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и отвечает сложившимся традициям коллектива.
Вариативная часть Программы соответствует ФГОС ДО и составляет не более 40% содержания и не противоречит целям и задачам Программы.
Используемые Программы: ФОП и парциальные программы
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
2. Парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой М. Д. Маханевой в интеграции с содержанием обязательной части ООП в рамках ООД по восприятию художественной литературы и фольклора 1 раз в месяц, а также реализации режимных моментов – в младшей, средней и смешанной дошкольной группах.
3. Программы патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О.В. Дыбиной в интеграции с содержанием обязательной части ООП в рамках ООД по познавательно-исследовательской деятельности 1 раз в месяц и в проектной деятельности – в младшей, средней и смешанной дошкольной группах.
4. Парциальной программы духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина в интеграции с содержанием обязательной части ООП в рамках ООД по познавательно-исследовательской деятельности 1 раз в месяц – в смешанной дошкольной группе.
5. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова в интеграции с содержанием обязательной части ООП в рамках ООД в группе раннего возраста ( детей 2-3 лет), а также реализации режимных моментов в данной группе.
6. Тимофеева Л.Л. Парциальная программа «Бадминтон для дошкольников» в интеграции с содержанием обязательной части ООП реализации режимных моментов в смешанной дошкольной группе.
7. Рубан Г.А. «Такие разные постройки». Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. (Знакомим дошкольников с архитектурой Самары!) в интеграции с содержанием обязательной части ООП реализации режимных моментов в смешанной дошкольной группе.